• пятница, 06 Декабря, 14:32
  • Baku Баку 10°C

Сохраним наше культурное наследие

29 ноября 2024 | 18:36
Сохраним наше культурное наследие

Севиль Керимова доктор философии по искусствоведению, один из ведущих специалистов по изучению и популяризации искусства в Азербайджане. В беседе с «Каспием» она рассказала о своем пути, проблемах, с которыми сталкиваются современные искусствоведы и о развитии этой сферы в стране.

 

 

– Почему вы решили стать искусствоведом?

Мой путь к этому решению был достаточно долгим. В нашей семье много врачей и технарей, поэтому даже упоминание о гуманитарной профессии звучало нелепо и сомнительно. Так я получила свое первое высшее образование – медицинское. Правда, неполное. В какой-то момент все же решила продолжить образование в Университете культуры и искусства, на факультете искусствоведения. Затем поступила в магистратуру в Академию художеств и осталась там преподавать. Одновременно работала в Национальном музее искусств.

Искусствоведу необходим такой опыт, поэтому своим студентам всегда советую искать любую возможность поработать в музее. Позже начала преподавать в Университете туризма и менеджмента. В 2016 году мне предложили стать деканом художественного факультета в университете, который я окончила. Это ответственная позиция, где можно синтезировать знания и административные навыки. Позже стала советником ректора. Затем поступило предложение поработать в Министерстве культуры. Этот период был весьма продуктивным, и я очень благодарна за оказанное мне доверие и полученный опыт.

– До недавнего времени вы возглавляли отдел искусства и нематериального культурного наследия в Минкульте…

– Да, в министерстве прекрасная команда, чуткие, ответственные люди. Здесь активно привлекают искусствоведов к профильным проектам, формируя гибкую профессиональную команду. Но это всепоглощающая работа, требующая полной самоотдачи, которая не оставляла времени ни на что. Мой уход из этого ведомства связан отчасти с желанием снова погрузиться в педагогику. Помимо этого занимаюсь научной деятельностью, являюсь автором ряда учебников, книг. Сейчас мое поле – тюркологическое искусствоведение, которое актуально и востребовано. Я снова преподаю в Университете культуры и искусств, и хочу отметить, что здесь идет серьезная реконструкция – как в структуре, так и в образовательных программах. Открыт курс MBA в сфере искусства, и мы – единственный в стране вуз, который готовит кадры для театра и кино.

 

 

Многие художники, с которыми мне доводилось общаться, сетуют, что в Азербайджане большая нехватка искусствоведов…

– Просто не все умеют и хотят работать с искусствоведами. Художник стремится к свободе в своем творчестве, тогда как искусствовед – прежде всего ученый, сотканный из желания систематизировать. Но в то же время непосредственное соприкосновение с творчеством – это удивительные ощущения. Искусствовед постоянно на зыбком стыке эмоций, ощущений, знаний и разума, а тем более на Востоке. Отечественному искусствознанию более 500 лет, и за это время в нашей стране сформировалась своя школа искусствоведения. Ежегодно только наш вуз выпускает около 30 специалистов, однако истинных профессионалов среди них – единицы.

Чем это обусловлено и как переломить ситуацию?

К сожалению, программа вуза преимущественно теоретическая. Опыт приходит после, тогда же определяется направленность. Сфера деятельности искусствоведа очень широка – он может быть и научным сотрудником галерей и музеев, и заниматься исследованием коллекций, их развитием и сохранением. Организовывать выставки, работать менеджером, экскурсоводом, арт-дилером, оценщиком, консультантом. Конечно, трудно ожидать, что все студенты в группе будут знатоками. Но если хотя бы трое из 30 станут настоящими академистами, а пятеро – кураторами, это успех. Тут важен индивидуальный подход: педагоги должны направлять студентов, ведь у каждого из них свой талант.

Хорошо бы проводить собеседования для абитуриентов, чтобы лучше понимать их мотивацию и базовые знания. Лишь половина поступающих на искусствоведение действительно заинтересована в профессии, остальные попадают случайно при распределении системой. Но радует, что в последние годы у студентов наблюдается рост интереса: у многих горят глаза, и они стремятся к практике.

Сегодня искусствоведы очень востребованы. В процессе восстановления Карабаха, с его утерянными и разрушенными артефактами, нам нужны специалисты, которые смогут исследовать и восстанавливать наше культурное наследие. Это мощный стимул для молодых искусствоведов.

К сожалению, у нас не так много истинных ценителей искусства, поэтому художники испытывают трудности с продажей картин. Какую роль играет искусствовед в популяризации искусства среди широких масс?

Я бы не сказала, что все так плохо. Картины продаются, и иногда после выставок не остается ни одной работы. Вопрос скорее в самом художнике: он создает или продает? Или ему важно то и другое?

История искусства – это история удач и трагедий художников. На современном этапе им надо работать с искусствоведом, куратором, галереей. Одни творцы стремятся к продажам, изучают рынок и создают работы, которые подойдут для интерьеров, подарков. Другие же, наоборот, просто творят и со временем обретают свой круг почитателей. Но даже если художник стремится продавать свои работы и отвечать потребностям рынка, он может сохранить свой уникальный стиль. А это так важно.

 

ЛЯМАН ВЕЛИЕВА

 

banner

Советуем почитать